Готический стиль(от итал.
gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов),
художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии
средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика"
введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего
средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в.,
когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин романский стиль, были
ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую
(высокую) и позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где
господствовала католическая церковь и искусство оставалось
преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно
было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для
готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность
художественного языка. От романского стиля готика унаследовала
главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.
Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза
архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с
человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов,
подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние
витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре
средневекового общества. По мере развития ремесла и техники;
складывались новые архитектурные типы. Интенсивно развивались
градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные
ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты,
колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с
аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади
расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с
высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города
окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.
Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы
крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города,
господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся
средоточием городской жизни.. Собор мыслился своего рода сводом знания,
символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший
торжественное величие со страстной динамикой, выражал не только идеи
средневековой общественной иерархии и власти но и творческое величие
усилий человеческого коллектива. Смелая и сложная каркасная конструкция
готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли
человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить
стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства..
Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Застылость и
замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением
друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к
физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы
материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной
стойкости человека.. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и
появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное
искусство. Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в
середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные
готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Их
высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей.
Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами
стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок,
убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту
высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное
богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике —
пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания
складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4
арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового
свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок
(аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки
стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных
конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и
пространственной свободы интерьера.. На фасадах варьируются стрельчатые
арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные
вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками
порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах
порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную
систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания,
аплегорические образы. Лучшие произведения готич пластики — статуи
фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре, проникнуты
одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Другие
части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным
орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в
декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян,
гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика
витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства
Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане,
Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции
и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в
Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже с многочисленными
витражами. С середины 13 в. величественные соборы строились в древних
европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте),
Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское
аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора
св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили
своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики
до Родоса, Кипра и Сирии. В конце 13 — начале 14 вв. строительство
соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше,
декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб
и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели городские и
монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней
("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки
пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане).. На главной
площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней.
Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним
убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки
("отели") богатых горожан. В поздней готике получили распространение
скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и
позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.
Сложился новый эмоциональный строй образов, особенно в сценах страданий
Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились
росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В
миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой
человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим
образцам французского готического декоративного искусства принадлежат
мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская
эмаль, шпалеры и резная мебель. В Германии расцвет готики относится к
середине 13 в. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в
Марбурге, 1235— 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в
Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в
Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке). Многообразны по типам,
композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки
(городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные
залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают
конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия.
Поздняя немецкая готика (конец 14—начало 16 вв.) дала блестящие образцы
зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и
дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов.
Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила
распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в
Вене) и Швейцарии (собор в Берне). Славу нидерландской готике принесли
башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные
гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, Брюгге; ратуши в
Брюсселе, Лёвене). В Великобритании предпосылки готики возникли раньше,
чем на Европейском континенте, но её развитие, прерывавшееся
внутренними историческими потрясениями, было замедленным. Английские
соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой
невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и
башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы
компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. По
формам декора различают стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в
Солсбери), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" готике (собор в
Эксетере, между 1275—1375) и "перпендикулярный", отличающийся дробным
ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на
сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515). С
готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру
и дереву, вышивки. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной
готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме),
Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300— 15 в.), Швеции (церковь в
Вадстене, 1369—1430). В Испании обширные городские соборы (в Севилье)
имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и
небольшие окна.. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании
оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в
Жероне, 1325—1607). Крупные сводчатые залы создавались в светских
зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426—51). В 16 в. готические
конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке. В Италии в
13—14 вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру
храмов. Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском
строительстве — ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста
во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции).. Воздействие
венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия),
Греции, Крита, Кипра. В изобразит, искусстве Италии развитие готики было
ограничено ранним сложением культуры Возрождения. Готическим постройкам
Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя
суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен,
порталов. В Венгрии готика распространилась в конце 13—15 вв. (церковь
св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики
относится к 14—15 вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный
храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии). Готика
распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В Польше
готика развивалась в 13—15 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали
крепостное строительство. На юге Польши костёлы строились из камня и
кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл
Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в 13—14 вв.
(Домская церковь в Риге; замок в Цесисе.). В южной Эстонии в 14 в.
строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический
облик Таллина определился в 14—15 вв. (Вышгород и бюргерская часть
города с ратушей, церковь Олевисте). К 14—15 вв. относятся
раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в 15—16 вв. богатый
кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в
Каунасе. В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний,
подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс
проявился в 14—нач. 16 вв. во французской и бургундской миниатюре, в
скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.)
немецкой, чешской. польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в
алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В 15— 16 вв. он
был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На
протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной
культурой.