Мысль о том,
что духовные существа, или демоны, могут принимать человеческий облик, чтобы
вступить в половую связь с людьми, очень стара. В европейской религиозной
традиции эта идея восходит к двум коротким стихам в главе 6 Бытия:
«Тогда сыны Божии увидели дочерей
человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (6:2).
«В то время были на земле исполины,
особенно же с того времени, как сыны Божий стали входить к дочерям
человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди» (6:4).
В этих строках «сыны Божии» означают
ангелов. Хотя писание напрямую и не осуждает эти действия, традиционное
толкование этих пассажей таково: эти сыны Божии – падшие ангелы. Это толкование
послужило библейским обоснованием появившейся в Средневековье сказания об
инкубах и суккубах.
Инкубы
принимают облик симпатичных мужчин и соблазняют женщин, тогда как суккубы
принимают облик прекрасных дев и искушают мужчин. Инкубы хоть и считаются
«стерильными», но, иногда они могли оплодотворить женщин семенем, которое
суккубы брали у мужчин, – этим иногда
объясняли беременность, произошедшую в результате тайной связи. В средние века
это объяснение не только спасало женщину от обвинений в безнравственности, но
и, поскольку семя было позаимствовано у мужчин, а не у демонов, спасало дитя от
расправы инквизиции как отпрыска инкуба. Инкубы и суккубы служили также удобным
объяснением эротических снов в обществе, где любая форма недозволенного секса
считалась демонической.
Светлым личностям, рожденным в
результате сношения инкуба с женщиной, можно отнести знаменитого волшебника
Мерлина. Но характерны литературные версии легенды о Мерлине стремятся
изобразить его чудесные способности следствием не полудемонической природы, а
божественного вмешательства в изначально гнусный план демонов. Так, в романе
«Мерлин» Лавлича Скорняка (написанном в 1450 г.) демоны собираются на совет
после опустошительного для них снисхождения Христа в ад и думают, чем
отомстить. Один из них, обладающий даром «сеять семя в женщин и вынуждать их
беременеть», предлагает породить чудовище, способное составить
антитезу Христу. Девственница, выбранная для исполнения этого плана,
действительно совершает грех в момент умопомрачения, но быстро приходит в себя
и обращается с мольбой к Богу, который превращает зачатое дитя из монстра в
доброго и мудрого волшебника.
Смертные, охотно отзывавшиеся на
ласки этих существ, рисковали быть проклятыми. Папская булла, подписанная папой
Иннокентием в 1484 году, гласит, например: «многие люди
обоих полов, забыв о собственном спасении, обесчестили себя с инкубами и
суккубами». Некоторые отцы церкви, включая Святого Антония,
утверждали: демоны иногда принимали облик соблазнительных нагих женщин и
пытались увести их от веры. Эти свидетельства позднее послужили подтверждением
«реального» существования суккубов.
Даже представителям высших
эшелонов церковной власти приходилось уступать призывам плоти и,
выражаясь современным языком, разделять в быту совсем иную систему
ценностей, нежели та, что воспевалась с ангелами. Ведь во всех извращениях для
святых отцов были виноваты инкубы и суккубы!...
И тем не менее все эти «ценности»
располагались по ту сторону официальной морали. Поэтому-то столь рьяно
атаковались происки неуемного Сатаны и его сподручных – ведьм.
Средневековье оставило
многочисленные предания о соблазнительницах-суккубах, атакующих и святых
отшельников, и доблестных рыцарей; эти суккубы нередко обнаруживают склонность
к оборотничеству, это роднит их с образами, подобными Мелузине. Английский отшельник
Ричард Ролли (XIV в.) сам описал посещение суккуба: однажды ночью к нему в
постель пришла «очень красивая женщина, которую я видел раньше и которая сильно
любила меня самой благородною любовью»; Ролли, боясь — она заставит его
согрешить, был готов вскочить с постели, осенить себя крестным знамением и
испросить благословения Святой Троицы для них обоих, но она держала так крепко
и он не мог ни пошевелиться, ни говорить (этот мотив обездвижения очень
характерен для историй о посещениях ночных демонов). Ролли понял: ночная
посетительница была «не женщиной, но дьяволом в облике женщины», произнес про
себя: «О Иисус, как драгоценна твоя кровь!» и пальцем сделал знак креста у себя
на груди: демон тут же исчез. То же действие спасает в последний момент и сэра
Персиваля – героя романов о короле Артуре. К острову, на котором пребывает сэр
Персиваль, в полдень подплывает корабль с «женщиной великой красоты»; она
угощает рыцаря яствами, а также вином в количестве, явно чрезмерном для сэра
Персиваля, и приглашает сопроводить ее в постель; когда они укладываются туда
обнаженные, взгляд рыцаря случайно падает на красный крест на рукояти его меча,
– это приводит его в чувство, он делает знак креста, и суккуб исчезает.
Инкубы и суккубы нередко принимают
облик умерших. В истории, рассказанной в XIII в. Уолтером Мепом, а позднее
повторенной и Лютером в «Застольных беседах», к некому рыцарю вернулась его
мертвая, недавно похороненная им жена; она предложила ему остаться с ним до тех
пор, пока он не произнесет некое проклятие. Рыцарь прожил с воплощенным
дьяволом несколько лет вполне счастливо, и суккуб даже родил ему детей, однако
в один прекрасный день рыцарь в забывчивости произнес-таки фатальное проклятие,
и дьявол мгновенно улетучился. В истории, рассказанной польским автором XVII в.
Адрианом Регенвольсом (имела якобы место в 1597 г. в Вильно), некий юноша
Захария, получив от родителей любимой девушки Бьетки отказ в ее руке, впал в
меланхолию и удавился, но через некоторое время явился к возлюбленной со
словами: «Я пришел, чтобы выполнить свое обещание и жениться на тебе». Бьетка
прекрасно поняла, с кем имеет дело, – согласилась. Состоялся форменный брак, но
без свидетелей: ведь все близкие Бьетки знали, что Захария умер. Несмотря на
принятые предосторожности, вскоре повсюду разнеслась молва: Бьетка замужем за
духом, и народ стекался отовсюду посмотреть на молодоженов. Эта популярность
принесла Бьетке немало денег, так как дух умел весьма удачно пророчествовать и
охотно занимался этим за мзду; однако на вопросы он отвечал лишь заручившись
предварительно согласием жены. Через три года некий итальянский маг, домашний
демон которого ускользнул из магического кольца, куда он был заключен, узнал в
муже Бьетки беглеца, заключил его снова в свое кольцо и увез в Италию.
В легендах об инкубах, варьирующих
на все лады легенду о Мелузине, человек часто ведет с суккубом (инкубом) долгую
и вполне счастливую жизнь и имеет благополучное потомство, однако в конце
концов суккуб (инкуб) все же исчезает после нарушения своим смертным партнером
некого запрета. Эдрик Уальд, западно-английский феодал (в рассказе Уолтера
Мепа), наткнулся ночью после охоты на ярко освещенный дом, в котором обнаружил
компанию женщин (разумеется, суккубов), одна из которых была настолько
прекрасна — рыцарь, осознавая всю опасность подобной связи, все же схватил
ее и, преодолев ожесточенное сопротивление ее подруг, увез домой, а
впоследствии женился на ней. Позднее Эдрик нарушил наложенное на него
женой-суккубом табу – никогда не упоминать ее «сестер», в компании которых
Эдрик ее встретил, – и жена-демон растворилась в воздухе, оставив, однако, мужу
прекрасного сына Эльфнота (буквально: храбрость эльфов), ставшего благочестивым
христианином .
Многие неординарные личности эпохи
Средневековья и Возрождения считались отпрысками инкубов и женщин. Дети,
рожденные якобы от демонов (а на самом деле при использовании чужого семени),
часто бывают сильнее и лучше обычных: это объясняется тем, что «демоны могут
знать силу излитого семени», выбирать наиболее благоприятное время для соития и
подбирать наиболее подходящую женщину. Получается инквизиторы странным образом
приписали демонам заботу об улучшении человеческого рода. Между тем инкубатом
объясняли главным образом рождение злодеев, хотя и выдающихся: от связи ведьм и
инкубов рождаются malefici, «монстры»; ребенок некой Анжелы де ла Барт имел
голову волка и хвост змеи.Сыном дьявола, например, считали Аттилу. Знаменитый
«Роберт Дьявол», герцог Нормандии, отец Вильгельма Завоевателя, прославившийся
своей невероятной жестокостью, во французской средневековой литературе
превратился в мифическое порождение демона и герцогини Нормандии; прожив полную
злодеяний жизнь, он покаялся и стал святым отшельником, – из чего следует,
согласно средневековым представлениям, сын демона «за отца не отвечает» и
может, в отличие от самого демона, рассчитывать на искупление грехов и
спасение.
Разновидностью истории о Роберте
Дьяволе можно считать английский роман XV в. «Сэр Гаутер». Молодая женщина
имеет связь с демоном, явившимся ей под кустом орешника в обличии «благородного
лорда »; он сам предупреждает свою жертву — зачатый от него ребенок будет
дик и жесток, и ребенок действительно проявляет свирепый нрав с самого рождения:
он иссушает груди всем своим кормилицам, так за девять месяцев умирают девять
нянек. Став взрослым, он совершает массу злодеяний, например, сжигает в церкви
монахинь. Однажды, в момент раздумья, Гаутер спрашивает мать, кто же он на
самом деле, и она рассказывает ему всю правду, после чего сын инкуба
раскаивается и получает прощение у самого папы…